Все помнят стихотворение Агнии Барто «В школу» о мальчике Пете, будущем первокласснике, и его родственниках, которые были озабочены подготовкой ребенка к учебе. И действительно, многие родители не спят ночами, пытаясь понять, чем же на самом деле можно помочь своему чаду, чтобы школа не стала ему в тягость? Для начала им нужно сделать главное усилие - отпустить ребенка от себя. Необходимо быть уверенными в ребенке, в его силах, и тогда эта уверенность появится и у него, он ни секунды не будет сомневаться, что всё получится.
Родителям стоит постараться не навязывать ребенку свое общество. Так, идя, например, гулять, не надо брать его с собой «по умолчанию», а лучше спросить: «Ты хочешь пойти со мной?» Пусть ребенок сам принимает решение, а родители будут готовы это решение уважать.
Необходимо приучать ребенка оставаться одному: в школе он будет без родителей. Для начала можно оставлять его на полчаса, потом на час и больше, предварительно объяснив правила безопасности (не открывать дверь незнакомым людям, не играть со спичками и т.д.).
Когда начинается новый виток в детской жизни, психологически и родителям, и ребенку страшно. Родителям ни в коем случае не стоит делиться с ребенком собственными негативными воспоминаниями о школе: так можно будет избежать его вероятного отвращения к учебе.
С самого начала родителям необходимо поощрять самостоятельность ребенка, давая ему понять, что вся ответственность за поход в школу, домашние задания и другие дела, связанные с подготовкой к ней, лежит на нем самом. Первоклассник вполне способен самостоятельно проснуться, одеться, заправить постель и сесть в назначенное время завтракать. Если ребенок не в состоянии запомнить, что ему нужно взять с собой в школу, на двери в его комнату можно вывесить список необходимых вещей.
«Самый главный показатель готовности к школе - умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят, - считает Марьяна Безруких, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО. - А инструкция - это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию».
Ни в коем случае нельзя до первого класса делать интеллектуальную деятельность предметом долга или детской обязанности, поскольку позже придется потребность в этой деятельности у ребенка воспитывать. Для чтения необходимы только яркие книжки, с крупными буквами, где много картинок и, самое главное,
Интересный сюжет. Нельзя насильно сажать ребенка за книгу. Можно прибегать к чему угодно - придумывать ходы, включать фантазию - но ребенок должен захотеть читать сам! Не стоит акцентироваться на ошибках, нужно поправлять их незаметно. Ребенку должно нравиться то, что он делает, и тогда все пойдет само.
Если ребенок умеет читать еще до школы, это хорошо, но он должен также уметь сравнивать, обобщать и делать выводы. Позже сосредотачиваться на словах учителя ему поможет умение внимательно слушать книгу или рассказ родителя. Стоит приучать ребенка анализировать пережитое, учить связной речи, закреплять в его памяти новые слова. Все это придаст ему в школе дополнительную уверенность.
Бывает, что ребенок умеет читать, но для него это пока не является жизненной потребностью. Тогда можно прибегнуть к методам, которые помогут ему понять, что чтение - это увлекательно и интересно.
Согласно методу Кассиля, для чтения выбирается интересный текст с занимательным сюжетом, родитель читает его, вдруг останавливаясь на самом интересном месте. Ребенок берется за книгу в надежде, что все-таки кто- то сжалится и дочитает ему, однако позже понимает, что придется проявить самостоятельность. Так «техническое» чтение постепенно переходит в чтение содержательное.
В этом же может помочь и метод Искры Даунис, детского психолога. Ребенок находит под подушкой письмо Карлсона, где тот всего в двух строчках предлагает ему дружбу и подарок. Потом еще одно письмо, в котором Карлсон приглашает его в цирк и т.д. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, у ребенка с чтением связываются удовольствие и радость.
Родителям необходимо больше внимания уделять не только детям, но и себе, своему собственному поведению. Ребенок смотрит на родителей как на образец и может многое копировать, не обязательно хорошее. Так что не следует удивляться, если чадо отказывается что-то делать, а стоит посмотреть на себя: делаете ли вы это?
Питание ребенка - важный вопрос, который нельзя обойти вниманием. Необходимо решить, будет ребенок питаться в школьной столовой или брать завтрак из дома. В последнем случае меню следует продумывать заранее, чтобы в нужный момент все было под рукой.
Одна из самых непростых для школьника ситуаций - это выполнение домашних заданий: именно тогда у ребенка начинает формироваться устойчивая самооценка в отношении успешности, развивается ответственность. До начала учебного года родители совместно с будущим первоклассником могут организовать его рабочее место (желательно, чтобы оно было подальше от телевизора), затем помочь с первыми домашними заданиями: спланировать время на их выполнение, последовательность их выполнения. Но ни в коем случае не следует выполнять задание за ребенка!
И самое главное: родителям не стоит перекладывать на школу ответственность за воспитание детей. Школа обучает общим учебным действиям, прививает основные умения и навыки. Очень важно, чтобы в первые дни и месяцы обучения ребенка в школе все члены семьи активно включились в воспитание, интересовались тем, что происходит у первоклассника, с удовольствием слушали бы выученные им стихи и сами делились бы своими приятными воспоминаниями о том, как они начинали учиться.
Источник "Дело принципа"
Виктория КОЗЛОВА
< Предыдущая | Следующая > |
---|